Глоссарий


В этом разделе мы хотим предоставить Вам информацию о наиболее распространённых понятиях во франчайзинге.


Франчайзинг (Franchising- англ.)

Вид предпринимательских отношений между субъектами рынка, при которых одна компания (франчайзор) передаёт право другой компании (франчайзи) на использование своей торговой марки или имени, на распространение продуктов или услуг под торговой маркой или именем этой компании, а так же на использование модели и методов ведения бизнеса - ноу-хау (книги по управлению системой, бизнес-документацию, сервис, рекламу, маркетинг, персонал, компьютерные системы и т.п.).

Бизнес-формат франчайзинг – это революция в ведении малого и среднего бизнеса, который был разработан, для того, чтобы дуплицировать успешное ведение бизнеса и снизить до минимума риск. Это можно сравнить с выпуском автомашин в серийном производстве, когда достигается хорошее качество с малыми затратами.

Франчайзор (Franchisor-англ., Franchisegeber-нем.)

Юридическое лицо, как правило, хорошо зарекомендовавшая себя на рынке компания (например, Мак-Дональдс), которая в течении своей деятельности разработала определённую систему ведения бизнеса ноу-хау (know-how) и предоставляет права на использование этой модели для других.

Франчайзи (Franchisee-англ., Franchisenehmer-нем.)

Частное или юридическое лицо, приобретающее у компании франчайзора по договору права на использование ноу-хау (know-how) на определённый срок и эксклюзивных условиях.

Франшиза (Franchise-англ.)

Пакет прав, передаваемый компанией франчайзором своим партнёрам (франчайзи) на договорных условиях и охватывающий отдельный вид бизнеса (например, мелкий ремонт автомашин). Включает в себя как технологию ведения этого бизнеса (ноу-хау), так и другие интеллектуальные права.

Мастер-франчайзи (Master- Franchisenehmer нем.)

Частное или юридическое лицо, которое приобрело право на ведение бизнеса, как правило, на большой территории и фактически является франчайзором на этой территории (например, какая-либо страна или несколько стран в определённом регионе). Осуществляет работу по построению системы в данной стране или странах, рекрутированию, обучению и поддержке других франчайзи. Напрямую заключает договора с потенциальными партнёрами и имеет право на получение от них первоначальных взносов, а так же текущих сервисных выплат. По договору обязуется развивать данный регион и помимо паушального платежа за разработку территории, должен периодически выплачивать франчайзору определённые договором роялти.

Стоимость франшизы (Up Front fees, Franchise-Gebühr-нем.)

Одноразовый сбор в начале деятельности, который франчайзи выплачивает франчайзору за право использования ноу-хау (know-how). Оплата определяется исходя из прогноза будущего экономического эффекта для франчайзи и осуществляется обычно при заключении договора.

Роялти – текущие сборы или сервисная плата (Royalties-англ.)

Ежемесячная плата франчайзору за использование его пакета франшизы. Она рассчитывается в процентном отношении от оборота определённого франчайзи и покрывает текущие расходы франчайзора для подготовки ноу-хау, тренинга, защиты марки на рынке, консалтинговых услуг и развития самой системы. Как правило, текущий сбор составляет от 5 до 15 процентов от оборота. Так же может быть установлен рекламный сбор (Advertising Fees-англ., Werbegeb?hren-нем.). В этом случае франчайзи может потребовать проверки целевого использования денег на рекламу.

Руководство по ведению бизнесом (Franchise-Handbook-англ.)

Инструкция для партнёров франчайзора, которая направлена на осуществление успешной предпринимательской деятельности франчайзи в рамках единой системы. Она разработана в течении собственной практической деятельности франчайзора, а так же существующих франчайзи и содержит подробное описание всех технических действий по ведению конкретного бизнеса. Является динамичным документом, так как осуществляется постоянное обновление правил и схем в ведении «дела» на основании уже пройденных этапов, что позволяет исключать всевозможные ошибки для взаимовыгодного партнёрства в будущем.